К основному контенту

Наемная рабочая сила или самострой?

Один из самых вызывающих полемику вопросов - строить самому или отнести денег специалистам? Очень субъективный вопрос, попробую выразить свою позицию.




Иллюстрацией к тексту будет одна из самых первых фотографий с участка - "как же ты работаешь?" Сейчас именно на этом месте стоит домик! ) 
Бетономешалку мне подарили друзья на день рожденья, на мой взгляд это был и остается один из самых полезных подарков.

Нанимать или не нанимать? Или нанимать, но частично? Этот вопрос волнует абсолютно всем, и тех кто строится, и тех кто делает ремонт в квартире.
Естественно моя позиция категорически не подойдёт всем, иначе строительные фирмы разорились бы, но возможно это даст небольшой пинок тем, кто хочет попробовать, но боится. Ребята пробуйте - вы ничего не теряете. А вот если отдать себя в руки профессиональным строителям, возможности для маневра уже может не быть.

И из личного опыта, и из опыта окружающих, ни разу ни у кого не получилось отдать денег и получить желаемый результат без личного участия, чудес не бывает.
Это вызвано не рукожопостью исполнителей, скорее не всегда получается так устроить коммуникацию чтобы подрядчик понимать все пожелания заказчика... Да и отсутствие контроля подстегивает немножко "упростить" невидимые детали. А они иногда могут быть очень важны.

Да и "чиорд побери", ребята! Не каждый день получается почуствовать себя проектировщиком, столяром, слесарем, кровельщиком, и понять руками как все это делается! Это же просто интересно! Посмотрите видео, почитайте книги длинной зимой - не боги горшки обжигают, осваивать новые профессии всегда интересно. Нанять помощника на скучные процедуры всегда можно.

Чудес не бывает, мы все работаем и по сути обмениваем самый важный ресурс - время, на деньги или какие-то другие блага. Если свободного времени нет, то при всех стараниях таймменеджеров - сильно много его проявить не получится. Но опять же, все зависит от того, как ты к этому времени относишься. Почему-то на развлекушечки время находится всегда... Может стоить попробовать относиться к стройке проще?

Казалось бы, все говорит в пользу того чтобы отдать денег профессионалам. А так как денег всегда будет не хватать на хотелки - чуть-чуть кредитнуться и сразу оплатить. А потом жить радоваться и выплачивать долги. Вот и я так думал... А потом подумал - что это скучный способ "как у всех". А ещё через два месяц та строительная фирма, у которой был самый красивый сайт, больше всего работ и реальных объектов и в которую я собирался обращаться обанкротилась. Красиво, со сбежавшим бухгалтером с деньгами, исчезнувшим директором и порядка 40 домами разной степени недостроенности по всему региону, за которые многие отдали последнее.

Плохой аргумент? Ладно, вот вам еще один! Строя самостоятельно вы можете растянуть бюджеты, если в них ограничены. Если бригада приезжает на объект - то они связывают клиента по рукам и ногам, материалы - оплата работ - материалы - оплата работ. И это замкнутый круг, в котором перерыв и простой - это финансовые потери. Если вам есть где жить - получайте от стройки удовольствие, не вешайте себе ярмо на шею. Пусть это будет необычным хобби, почему нет? 

Выполняя работу прораба и занимаясь закупками самостоятельно можно очень хорошо сэкономить. Да, придется немного начать разбираться в том, что именно ты покупаешь, дабы не покупать только по цене, но это будет только в плюс самому строительству. Покатайтесь по всем строительным, посмотрите что и где интереснее купить, какие акции бывают, какие производства есть поблизости. Иногда дешевле арендовать грузовик и поехать привезти например смеси непосредственно с производства за 60 километров, чем искать и покупать их у местных дилеров. Или, как в моём случае, привезти OSB из соседнего города с оптового склада, даже с учетом аренды машины я сэкономил порядка 50 тысяч. Правда потратил день на поезду. Но если ваш день стоит дороже 50 тысяч, то вам однозначно не стоит тратить его на подобную ерунду. Но несмотря ни на что, любому человеку полезно раз в жизни прокатиться пассажиром грузового автомобиля, чтобы потом лучше понимать их поведение на дороге.
Кстати если у вас есть грузовичек который вы регулярно нанимаете и водителю которого доверяете - то можно отправлять его на загрузки самостоятельно, он будет только рад возможности самостоятельно планировать свой день. Это делается или заранее выписанной доверенностью, или просто списком и наличными деньгами на покупку. Разумеется не надо заставлять его самостоятельно выгружаться, иначе больше работать он с вами не будет :) 



Второй момент - здоровье... У моего соседа по участочку были грандиозные планы, но проблемы с артритом их резко подорвали. Это очень обидно на самом деле. Рассчитывать сделать что-то важное в последние идеальные дни осени и загреметь в больницу вдвойне обидно. 

С другой стороны перед стройкой я ходил в спортзал и эта двойственность "я плачу деньги за то что поднимаю тяжести" иногда всплывала в голове. Стройка - прекрасный фитнес на свежем воздухе, с упражнениями на все группы мышц. Идет пятый год освоения участка, мне до сих пор нравится возможность совместить полезное с приятным. Я не буду копать огород, это скучно, нерационально, и не даёт мне удовольствие от процесса, но размяться покатав щебеночку на тележке даёт гораздо большее моральное удовольствие чем поход в спортзал, потому что ты видишь результаты своего труда. Особенно когда ты знаешь, что это не кабала, и если надоест, то один звонок и через 30 минут трактор за 500 рублей все быстро доделает.
Спорт тоже совершенно не рационален с точки зрения сочетания "время-деньги". Иногда относитесь к стройке как к спортзалу.

Фактор времени всегда идет в связке с деньгами. А кроме наличия/отсутствия денег случается всякое, иногда хочется уехать на выходные, иногда заболеть, иногда работа не позволяет уделять много времени другим проектам. Если правильно выбрать конструктив постройки, то самострой позволяет тормозиться и продолжать работы в любое удобное время. Для каркасника главное быстро закрыть каркас крышей, окнами, и защитить стены снаружи. Поэтому на первом этапе необходимость найма помощников или приглашения на помощь родственников или друзей не вызывает сомнения. Зато потом можно переходить к режиму работы "под шашлычек, с перерывчиками". Ну и если что-то пойдет не так - это не сложно исправить дав объявление в газету, да?

Кстати не стоит думать что отдав денег среднестатистической бригаде, вы тут же сэкономите кучу времени. Нет, если дом строится по вашему собственному проекту, а вы уже начали немного разбираться "почему тут должно быть так, а не иначе, и чем грозит если строители упростят", то вы  проведете на участке максимально возможное время, изредка убегая на работу если до неё не очень далеко. А если ты все равно присутствуешь на месте, то почему бы это время не поработать, вместо того чтобы стоять с умным видом? Работать с бригадой не получится, психологически это выглядит так, что ты отбираешь чужой хлеб, даже если это не так.

Если жить негде и остро стоит вопрос быстрого заселения - дело другое, согласен. Но в нашем случае на участке стояла комфортабельная бытовочка с теплым туалетом внутри, диваном, чайником, холодильником и индукционной варочной панелью. Все выходные мы жили на участке, еще до начала стройки, как летом, так и зимой. Нам нравилось там находиться и проводить время, любоваться закатами и утренним туманом спускающимся с горы, мы хотели там жить постоянно. Начало стройки как хобби было лишь вопросом времени.



Ну и самое основное, это интерес. Я вдохновлялся ЖЖ Виктора Борисова (victorborisov.livejournal.com), статьями самостройщиков на форумхаус (раздел по каркасам), видео Ларри Хона (ссылки есть на том же форумхаусе), где он быстро и внешне ненапряжно чуть ли не в одиночку собирает очередной американский каркасник. Это заразно, очень хочется попробовать самому. Азарт - я смогу, я справлюсь, я не хуже! Вряд ли я буду повторять этот опыт, баню хочется уже сделать чужими руками, но конечно под строгим контролем.
Так, я в жизни два раза прыгнул с парашютом, понял что это и как. Я перебрал дизельный мотор в японском джипе, понял как это делается, но я не собираюсь делать это профессией, и сейчас все автомобили и мототехнику чиню только в сервисе. Зато я представляю процесс изнутри, и я считаю что это важный опыт, который был получен не напрасно. Главное не переходить некую границу, когда хобби начинает делаться в ущерб каким-то основным вещам, например работе и личной жизни. Но кто сказал что смена хобби, не может быть хобби? :)

Если у вас есть драйв, пробуйте, стройка может быть интересной, и имеет право на существование как очередное маленькое хобби. В конце концов это не навсегда, даёт очень много поводов для обсуждения с друзьями, и делать самостоятельно абсолютно всё не обязательно. Надоест - всегда можно включить заднюю и передать то что получилось на аутосорс! :)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Датчик CO2 KF-900F

Заказал датчик CO2 (углекислого газа), для автоматической работы вытяжки и потерпел маленькое фиаско.

Фундамент, УПШ

Раздел про строительство УШП - утепленной шведской плиты. Мечта обитателя форумхаус и многих других строительных форумов! :)

Sonoff TH10 - измеряем температуру wi-fi розеткой

Удаленный измеритель температуры и влажности в экосистеме Sonoff, что можно от него получить. Воможность сценариев.